Так был ли прав бульдозер? 33


Плохиш

Мы на ФБ https://www.facebook.com/grandplohish.ru/
Мы в ВК https://vk.com/public116889373
Мы в ОК http://ok.ru/group/55114152542239

Latest posts by Плохиш (see all)

Более 40 лет назад в Москве состоялась «Бульдозерная выставка» — одна из наиболее известных публичных акций неофициального искусства в СССР. План выставки «на открытом воздухе» составили молодые и никому не известные художники Комар и Меламид, которые поделились своими мыслями с друзьями – ювелиром Игорем Мастерковым, сыном художницы Мастерковой,  и Сашей Рабиным, сыном нелегального живописца Оскара Рабина, который решил поддержать молодежь. Собственно, в самой затее выставки “на плэнере” ничего нового не было. Годами в погожие дни на московских бульварах выставлялись студенты художественных школ, мастера народных промыслов торговали «хохломой» и «палехом» на рынках, а в парках культуры и отдыха проводились конкурсы на лучший детский рисунок. Но это была рутина советских мероприятий, а не праздник свободного творчества. Показать запрещенное, гонимое искусство всенародно – вот в чем была изюминка, удар с сильным политическим протестом. Первоначально Комар и Меламид планировали устроить выставку на Красной площади, но по совету Рабина мероприятие перенесли на Беляевский пустырь – безликое, окраинное место, где тогда начал работать телецентр “Останкино”.

Теперь давайте разберёмся, ЧТО вызвало такой ажиотаж и недовольство властей. Какую такую “контру” они разглядели в этих “шедеврах”. Заранее скажу, что я не отношусь к тому меньшинству, которое может оценить эти работы по достоинству, но отношусь к суждениям сдержанно, поскольку поклонников у этого (ну вот замучился подбирать синонимы, а искусством язык не поворачивается назвать) явления полмира.

Предлагаю перед тем, как мы начнём знакомиться с работами будьдозерных мастеров, познакомиться с художником, который не имеет к ним ни какого отношения и для контраста знакомиться с одной из его работ, сразу после очередного “бульдозериста”. Может быть тогда мы сможем составить объективное мнение о том, почему так обескуражен Никита Сергеевич, и сколько во всем этом шоу было политики, а сколько здравого смысла и трезвого взгляда на “народное” искусство.

KMO_085447_05160_1_t210

Итак, с нашими “бульдозеристами” в спор о том, “как устроен этот мир”, вступает

Роб Хэфферан (Rob Hefferan) – художник реалист из Великобритании. Пожалуй, один из самых талантливых художников создающий свои работы в стиле реализм, в жанре портретной живописи. Работы Роба Хэфферана были представлены общественности в 2001 году и были встречены с восторгом, и с тех пор его популярность продолжает стремительно расти, выйдя за пределы Великобритании и распространившись по всему миру.

Оппоненты заняли синий и красный угол, звучит гонг!

Оскар Рабин 
В 1946–1948 учился в Академии художеств в Риге, потом — в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова, из которого был отчислен «за формализм». Вернулся к Е.Л. Кропивницкому, который был его первым учителем. С конца 1950-х участник многих выставок в Москве. С 1960-х начал выставляться за рубежом: в Англии, США, Польше, Италии, Франции, Швейцарии. Лидер политического крыла нонконформистского искусства 1960–1970-х. До 1964 жил в Лианозове, где сложилась знаменитая «Лианозовская группа» — неформальный союз поэтов и художников, в который входили художники Евгений Кропивницкий, Валентина Кропивницкая — жена Оскара, Владимир Немухин, Лидия Мастеркова, поэты Генрих Сапгир и Игорь Холин.

После “Бульдозерной выставки” последовала череда квартирных и подпольных выставок, чт привело к давлению со стороны режима: против Рабина было возбуждено уголовное дело по обвинению в тунеядстве. В 1978 году Рабина с семьей выгнали из СССР, а он сам был лишен советского гражданства. Рабин поселился в Париже. В 2006 Рабину было возвращено российское гражданство.

c50b335bf0fd49c5f2cd2a638e6498d8

Роб Хэфферан

12795538_1656082684658262_8134847209138191429_n

Евгений Рухин 
Имя Евгения Рухина прочно ассоциируется с диссидентским движением: при жизни его выставки с успехом проходили в США, а в 1966–1967 годах несколько «персоналок» состоялись даже в Ленинграде. Снискал известность как автор композиционных натюрмортов, в которых часто изображались инструменты. После того, как картина Рухина  «Пассатижи» было продано на аукционе Sotheby’s, в СССР началась “пассатижно-утюговая” волна подражательства: каждый художник-авангардист работал “под Рухина”, изображая различные предметы советского быта. Рухин погиб в 1976 году в возрасте 33 года при странных обстоятельствах, борясь с пожаром в своей мастерской.

5e3f98b807dccea0a103c61e922e7520

 

 

Евгений Рухин, мастерская, 1972

Евгений Рухин, мастерская, 1972

Роб Хэфферан

10314001_1656082487991615_7126646943604145809_n

Владимир Немухин 
Немногий из ныне здравствующих художников -“­шестидесятников”, добившийся прижизненного признания. Его работы уже нашли место в экспозициях Третьяковской галереи, Русского музея, Metropolitan в Нью-Йорке и др. Фирменным живописным и графическим приемом Владимира Немухина стало изображение игральных карт, ситуаций и композиций. Даже на тех холстах, где не светятся знакомые «рубашки», можно увидеть игральные символы. Сегодня картины Немухина прочно входят в традиционную «русскую обойму» на торгах ведущих мировых аукционных домов. Например, сегодня его «Натюрморт с игральными картами» оценивается в 15–25 тысяч долларов.

6d74518f909cfa243d362a302d7c4075

Роб Хэфферан

10464371_1656082617991602_1748677775169872502_n

Лидия Мастеркова 
Мастеркова – прямая наследница русских авангардисток 20-х годов. Она участвовала во всех «лианозовских» выставках 60-х – 70-х, но всегда шла своим, неповторимым путем поиска цветовых решений и пластической новизны. Первая и единственная персональная выставка Мастерковой в Москве была устроена в 61-м году, в гостиной искусствоведа Ильи Цирлина в доме Шаляпина. После “Бульдозерной выставки” и последовавшего ареста Мастеркова эмигрировала из СССР. Ныне она живет во Франции.

5abb99c1e3c4c184ff19b1bae8d3a1f8

88cb02739c8d3ab2c1120ed54b61b742

Роб Хэфферан

12066007_1656082844658246_1074383285588500081_n

Надежда Эльская
Ученица Оскара Рабина, активная участница т.н. “Лианозовской группировки художников”. После “Бульдозерной выставки” снискала огромную известность: е персональные выставки прошли в ФРГ, Швейцарии и во Франции. В 1978 году Надежда в возрасте 31 года умерла.

77da5fe187a2e70e73f892fd88fc8cd2

Роб Хэфферан

12524256_1656082641324933_2709215913988839416_n

Юрий Жарких 
Родился в 1938 году, приехал в Ленинград в 50-х учиться в Высшем военно-морском училище. Потом стал художником, учился в ЛВХПУ им. В.И.Мухиной, вошел в круги “неформальных” художников Ленинграда и Москвы. В 1973 году состоялась первая персональная выставка работ в редакции журнала “Аврора” (Ленинград), после “Бульдозерной выставки” стал известен и на Западе. В 1977 году эмигрировал из СССР, жил во Франции и в США. В 2004 году вернулся в Россию, сейчас живет в Санкт-Петербурге.

0b8c4418917f20f47410f10792ac2380

Роб Хэфферан

12747536_1656082387991625_8554536875811160067_o

Александр Рабин
Несмотря на славу отца (Александр – сын Оскара Рабина) начинающий художник вызвал неподдельный интерес на “Предварительных квартирных просмотрах к Всесоюзной выставке ” (1974 год), на выставка произведений московских художников в “Доме культуры” ВДНХ. Затем были выставки ФРГ и во Франции, в Англии и в США. В 1978 году Александр остается вместе с отцом в Париже, где он и умер в 1994 году.

bedab3bca5e04b333e5cb8b9a2a3b2c3

Роб Хэфферан

12321418_1656082424658288_8172311112391012580_n

Борух Штейнберг 
Борух – это псевдоним художника Бориса Аркадьевича Штейнберга, он его придумал, чтобы не путали с братом – художником Эдуардом Штейнбергом. Родился в 1938 году в Москве в семье “врага народа”, воспитывался у родственников, потом уехал к отцу в ссылку – в город Ухту. В 60-е семья вернулась в Москву, и Борис увлекся живописью, став одним из самых авангардных художников СССР – по крайней мере, соеди всех участников “Бульдозерной выставки” Штейнберг был единственным, у кого персональная выставка на Западе прошла не после скандального разгона, а еще до него, в 1970 году. Слава не прошлап ддля него даром. в 1977 году он пережил серию ограблений квартиры и мастерской, потом был принудительно отправлен в психиатрическую лечебницу, где его “лечили ” более года. После выхода из больницы он вел довольно замкнутый образ жизни: семья, работа и несколько друзей. В 2003 году художник умер.

ed06e6996cdab8d14c8e2bf1801a3591

Роб Хэфферан

12524264_1656082891324908_4083613634075862012_n

Виталий Комар и Александр Меламид 
Виталий Комар родился в 1943 году, Александр Меламид родился в 1945. Художники познакомились в 1965 году во время обучения в МВХПУ (бывш. Строгановское училище). Первая совместная выставка «Ретроспективизм» состоялась в кафе «Синяя птица» в Москве в 1967 году. Летом 1972 г. художники оформляют пионерский лагерь под Москвой, где у них возникла идея создания серии картин на тему «Соц-арт». После ее реализации Комар и Меламид начинают подготовку к выставке «Соц-арт» (не состоявшейся): членов своих семей они изобразили в виде плакатных героев, а себя – в виде Ленина и Сталина с классического медальона.

В 1977-м художники эмигрируют в Израиль. Не успев туда приехать, неугомонные художники тут же заявили о себе скандальным перформансом, посвященным собственной эмиграции. На святой горе Сион Комар и Меламид воздвигли “храм” (так они назвали алюминиевую пирамиду с пятиконечной звездой наверху) и совершили у его подножия “огненное жертвоприношение” – сожгли чемодан, с которым Комар покинул пределы родины. Этот ритуал являлся иллюстрацией к придуманной художниками истории о “Завете Священника и Учителя” – дополнению к ветхозаветной Книге Пророков.

Всемирную славу художники снискали после двухлетней акции по рассылке известным политикам телеграмм, в которых художники выступали всемогущими “ангелами мщения”, карающими стихийными бедствиями политическую несправедливость. Например, телеграмма, посланная аятолле Хомейни, гласила: “Мы, Комар и Меламид, берем на себя ответственность за землетрясение в Иране 14 ноября 1979 года, которое является ответом на захват американских заложников в Тегеране”. В США Комар и Меламид основали фирму Komar and Melamid Inc., занимавшуюся куплей-продажей душ (в частности, они купили душу самого Энди Уорхола). С 80-х годов Комар и Меламид – самые известные советские авангардисты в мире.

000fa6e2857f66f210a3807fafd55106

Роб Хэфферан

12718255_1656082751324922_4256001528996831442_n

 

Роб Хэфферан

12688176_1656082831324914_7777997718525030076_n

Василий Ситников
Самый пожилой из участников “Бульдозерной выставки”: Василий Ситников родился в 1915 году в селе Ново-Ракитино Тамбовской губернии в крестьянской семье. В 1921 вместе с семьей переехал в Москву, учился в Московском судомеханическом техникуме, увлекался рисованием, хотя поступить во ВХУТЕМАС в 1935 году не удалось. Работал на строительстве метро, художником-мультипликатором, показывал диапозитивы на лекциях профессоров Художественного института имени В. И. Сурикова – отсюда кличка «Вася-фонарщик». В 1941 г., работая на рытье окопов под Москвой, был арестован за сбор немецких листовок (Василий собирался на них рисовать – бумага на листовки шла самая хорошая). В итоге был признан душевнобольным и направлен на принудительное лечение в Казань. В 1944, вернувшись в столицу, перебивался случайными заработками. В период«оттепели» примкнул к «неофициальному» искусству. Но он только много рисовал, но и просоавился как коллекционер икон. В 1975 Ситников эмигрировал в Австрию, потом в США, где он и умер (урна с его прахом перевезена родными в Москву и захоронена на Ваганьковском кладбище). Наиболее ценную часть своей коллекции икон Ситников завещал передать в дар Музею древнерусского искусства имени Андрея Рублева в Москве. Собственные же его картины «рассеялись» почти бесследно — не считая отдельных работ в Нью-Йоркском Музее современного искусства и в Музее Циммерли при Рутгерском университете штата Нью-Джерси.

2b687d8512d0442b9c45eaed6aa44a95

e6ab81d6efc10bab7046f68065b1bdca

Валентин Воробьев
Валентин Воробьев – художник, писатель, деятель «второго авангарда», участник всех громких выставок 60–70-х годов. В 1948 году учился в Студии изобразительного искусства, потом – во ВГИКе, откуда в 1961 году он был исключен за «профессиональную непригодность». Создает первые «геометрические абстракции». В 1963—1965 работает учителем рисования в школе для умственно неполноценных детей в Звенигороде. В 1970 участник выставок в Швейцарии и США. В 1974 участвовал в «Бульдозерной» и измайловской выставках. В 1975 уехал в Париж, где стал законодателем жанра “геометрической абстракции”. В 2005 вышла автобиографическая книга художника «Враг народа».

183e59e09850a4add9dda297db241646

 

Роб Хэфферан

12791011_1656082934658237_1142091733078250182_n

Игорь Холин 
Игорь Холин  воспитывался в детском доме, был воспитанником музыкальной команды Красной Армии. С 1940 по 1946 год служил в армии, войну закончил в Праге капитаном Красной Армии. Был дважды ранен. За избиение солдата попал под трибунал, сидел на зоне в Лианозово, где встретил товарища по армии, который по старой памяти дал поблажку — разрешил выходить за пределы зоны. Там же, под влиянием товарища, начал писать стихи — по собственному признанию, дурные. Прослышал о Блоке, пошел в местную, лианозовскую библиотеку, где попросил книгу Блока, чем удивил библиотекаршу, так как Блок тогда считался почти запрещённым поэтом. Библиотекарша оказалась женой Евгения Леонидовича Кропивницкого, у которого дома в те годы собирался кружок поэтов, писателей и художников, включая и Оскара Рабина…

Под влиянием Кропивницкого состоялось творчество Холина. Активно писать Игорь Холин начал в середине 1950-х. В те годы им был создан первый цикл «барачных» стихов, давший вектор развития всей Лианозовской группе. В это время Холин работал официантом в ресторане при гостинице «Метрополь». Кроме того, его друг Генрих Сапгир приобщил его к написанию детских стихов. Но поэзия на заказ у Холина шла тяжело, несмотря на то, что он написал советский “Букварь” и был самым издаваемым советским поэтом.

К концу 1950-х годов Холин стал одним из лидеров неофициальной русской поэзии и русского авангарда. В 1960-х он печатался на Западе, был участником поэтической группы «Конкрет», куда входили Генрих Сапгир, Эдуард Лимонов, Бахчанян. В начале 1970-х один из его приятелей – художник Михаил Гробман – научил Холина заниматься «фарцовкой», которая спустя небольшое время переросла в торговлю антиквариатом. Этим Холин зарабатывал на жизнь до 1998 года, пока не умер от скоротечного рака печени — быстро и легко, как и жил.

2bbb24b0a804639cedc569eb8d3c155a

Роб Хэфферан

12744340_1656082564658274_3220523367677672739_n

Дальше, прошу прощения за невежество, пару работ не индетефицированных, а у меня эрудиции не хватает определить “чьих кистЕй”

79924541

Роб Хэфферан

12768324_1656082391324958_799713657557585269_o

04ccf25c9c5b7947eebc8d3b05cd8d75

12803070_1656082687991595_6747186081153406693_n

e5084f62d643802d7fb398fbc1750aef

image

Роб Хэфферан

Я осознаю, что подача провокационная. Возможно я сравниваю тёплое с мягким (но я искренен в своём заблуждении), поскольку вижу мир (возможно) плоским, как Роб Хэфферан. И пока я не могу увидеть обратную “строну луны”, мне  трудно понять людей, которые создали ту самую выставку, по которой покатался бульдозер. Ещё сложнее понять тех, кто платит деньги за это. Но жизнь научила, что если не понимаешь, то хотя бы не отрицай. Вот я и не отрицаю, а искренне хочу понять то, что понимают другие (ведь кому-то же дано). А пока мне не растолковали (а я надеюсь, что мир не без добрых людей и знатоки отзовутся), мне кажется, что собрались неудачники, по пьянке нарисовали – кто что смог и решили приколоться. А поскольку не все алкаши были бунтари, но все бунтари были алкашами, они решили – гулять, так гулять! Заранее понимая, что за такую мазню можно и огрести, так лучше это сделать перед прессой и проситься на выход из “душного” ССЭРа. В общем, у них всё получилось. А позже эту хрень сделали модной, а их “иконописцами”. Хотя готов принять аргументированный отлуп этой версии. Давайте встретимся в комментариях к этой теме. hi

Традиционно маленький опросик:

Вы сторонник (ца)
  • Добавить свой ответ

 

7689 Прочитано всего 1 Прочитано сегодня
Показать в сети
  • 14
  • 2
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

33 мыслей про “Так был ли прав бульдозер?